691 просмотров

Выдающейся мостостроитель, преодолевший преграды судьбы.

      Комментарии к записи Выдающейся мостостроитель, преодолевший преграды судьбы. отключены

Издревле люди строили мосты для преодоления водных преград – рек, озер, болот.

Практически вся трасса от Магадана до Хандыги проложена в горной стране, среди сопок, по долинам рек, через перевалы. Пересекает тысячи рек и ручьев. Активное строительство трассы проходило в 30-40-е годы, заключенными треста «Дальстроя». Как правило, за первый год-два, осуществлялось строительство автопроезда в одну колею, а остальные несколько лет, дорожное полотно расширялось и усовершенствовалось. При этом, мосты нужно было строить сразу. Сложный рельеф, климат, сложная, не изученная гидрология не давали право на ошибки в строительстве мостовых переходов. Ошибка могла быть оплачена сотнями жизней заключенных.

Сегодня мы расскажем о человеке, который строил мосты, преодолевая долгий сложный период своей судьбе. О человеке, который, несмотря на преграды в его жизни, остался верен в своей профессии инженера-строителя.

Село Теплый Ключ расположено в 73 км к северу-востоку от поселка Хандыга. Первая палатка на территории будущего посёлка была поставлена в 1941 году. А уже на следующий год здесь построили конторы подразделений дорожного строительства, производственные склады и гаражи, общежития для обслуживающего персонала, ремонтную базу. Радиостанцию, небольшие лавки. Инженера-дорожника Эриха Герлингера, вбившего первый колышек для той самой палатки, в Теплом Ключе помнят все. С этого и началась непростая жизнь на Якутском участке колымской трассы, которой этот человек отдал 40 лет жизни.

Герлингер Эрих Андреевич (Андреасович)

Родился в 1913 г., АССР Немцев Поволжья, г. Марксштадта (ныне г. Маркс Саратовской области), в семье врача. Отец, в погиб на войне с белофиннами.

Образование среднее специальное – окончил Саратовский техникум железнодорожного строительства (1932), по профессии техник-строитель железных дорог.

Будучи студентом, был арестован НКВД РНП (31.10.1937), осужден, приговорен к 10 годам лишения свободы за антисоветскую агитацию (21.11.1937) и этапирован в Магадан.

Его профессиональные знания, полученные в Саратовском ЖД университете и помогли выжить в лагерях. Заметив его талант в инженерии дорожного строительства, администрация поручала все более сложные задания, в том числе и проектирование мостов, Герлингер блестяще справлялся с любой задачей. В изыскательских партиях он прошел всю трассу от Магадана до Пристани Хандыга.

История умалчивает, когда и кем в колымских лагерях был замечен инженерный талант Герлингера, но с точностью до дня известно:  12 октября 1941 года именно он забил первый колышек будущего поселка Теплый Ключ. Вероятно, к тому времени он уже был в статусе вольнонаемного. В колымских лагерях необходимых специалистов освобождали из лагеря, но без снятия судимости.

По окончании срока наказания в ноябре 1947 г. Герлингер остался работать в с. Теплый Ключ, был принят на работу в Главное управление строительства Дальнего Севера начальником дистанции. Работал старшим техником, прорабом, инженером. Полностью реабилитирован 6 августа 1956 г. Саратовским городским судом.

С февраля 1960 г. – главный инженер Кюбюминского ДСК Якутского совнархоза. С июля 1964 г. – главный инженер Хандыгского УАД, с октября 1971 г. по октябрь 1981 г. – старший прораб мостоотряда.

Как инженер, Эрих Андреевич первым принялся за решение проблем строительства дорог на вечной мерзлоте. Принимал новые решения при возведении земляного полотна, конструкций железобетонных водопропускных труб, пролетных строений мостов, при изучении свойств местных грунтов. Проектировал также производственные здания, в том числе в Теплом Ключе – ДЭС, цех железобетонных изделий, столовую и т.д.

Проектируя уникальные мосты, разрабатывая “Техническое условие по строительству автодорог на ледяном покрове в условиях Якутии”, так называемые зимники, он оставался  в должности прораба и до реабилитации в 1956, и долгие годы потом.

Колымская трасса, вырубленная в скальных породах Верхоянских гор, и без того очень тяжелая во все времена года,  имела еще экстремальные участки, называемые “прижимы” – узкие участки, буквально зависавшие над пропастью. “Не всякий водитель мог вести свою машину, многие теряли уверенность, мне часто приходилось управлять машиной за других. Очень часто приходилось преодолевать водные преграды, когда происходят разливы рек, сидя по пояс в воде. Случалось, когда заключенные, совершившие побег, захватывали машины”, – вспоминал старейший водитель трассы Михаил Яковлевич   Большедворский.

“…До реконструкции они являлись одними из самых опасных. С одной стороны над дорогой нависала огромная, постоянно осыпающаяся скала, а с другой было ущелье. Высота прижимов над рекой около 120 метров. С откоса стекали грунтовые воды и замерзая в ночные часы, образовывали наледи, которые создавали бесчисленные аварийные ситуации, автомобили соскальзывали и падали с обрыва в реку. Если спросить любого пользователя этой дороги, «что такое трасса «Колыма»?», то он непременно вспомнит участок 603-632 км – Черный и Желтый прижимы”.

Когда в 1979 году  вышел из строя мост через реку Неру, остановилось движение, именно 66-летний «старший прораб» предложил “одеть в бандаж” сломавшиеся опоры, сделал за вечер расчеты и чертежи. Мост простоял еще пять лет до постройки нового. 

После освобождения Эрих Андреевич не вернулся на “материк”, он до конца своей жизни был востребован. Инженер-строитель, выдающийся мостостроитель умер в октябре1981 г.

Член КПСС (1963), депутат Хандыгского поселкового Совета VI (12.2017), VII (16.03.1969), VIII (13.06.1971) созывов. Занесен в Книгу Почёта ХЭЛУАД.

Награжден орденом «Знак Почета» (15.02.1974), медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» (1970), «Ветеран труда» (1980), нагрудным знаком «Ветеран золотодобывающей промышленности» (1978).

Жена – Н. А. Рявкина, инженер-дорожник. Дочь – Клюге (урожд. Гелингер) Виктория Эриховна  (1993), инженер-строитель.

Эрих Андреевич (Андреасович) внес большой и личный вклад в изыскание отдельных участков дороги, мостовых переходов на трассе Хандыга – Магадан. По его проектам и под его практическим руководством были уложены сотни километров дорожных насыпей, построены крупные мосты через реки Агаякан, Куйдусун, Сунтар, Терех, Росомаха, Менкюле, восточная Хандыга и другие.

Некоторые мосты, как свидетели тех суровых времен, до сих пор стоят вдоль трассы как памятники истории.

Информация подготовлена из фонда библиотеки

 и с открытых источников сети  Интернет.