На днях дочитала 2 статьи Д. С. Мережковского по литературной критике. Статьи “Пушкин” и “М.Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества”. Долго читала.
Для меня, не очень подготовленного читателя, было очень трудно для восприятия. Но почему я все-таки дочитала?
1. Начатое произведение я стараюсь всегда дочитать. Если что-то серьезное этому не помешает.
2. С возрастом больше стала интересоваться личностным развитием писателей, их мировоззрением, внутренним миром и стала читать раньше для меня совсем неинтересные вступительные статьи в начале книги, справочные материалы в конце.
3. Я хотела просто узнать отношение критика к Лермонтову. Вот.
Так что говорит литературный критик о двух гениях?
Пушкин – “… ум его созрел гораздо раньше, чем его характер”. Автор делает попытку “найти в поэзии Пушкина стройное миросозерцание, великую мысль”. “Все говорят о народности, о простоте и ясности”, “легковесности пушкинской поэзии”, о прелести формы его стихотворений. “Пушкин первый из мировых поэтов с такою силою и страстью выразил вечную противоположность культурного и первобытного человека”. Это, кажется, то, что искал в творчестве Пушкина критик.
Мережковский противопоставляет Пушкина Лермонтову.
“Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием”. “В жизни Пушкин весь на людях, но в творчестве один”. “Лермонтов обратно: в жизни – один, в творчестве идет к людям, пусть не доходит, но идет, пусть ненавидит, но не бесстрастен”. “Созерцание, отречение от действия для Пушкина – спасение, для Лермонтова – гибель поэта…” “У Пушкина жизнь стремится к поэзии, действие к созерцанию; у Лермонтова поэзия стремится к жизни, созерцание – к действию”.
Вот такие выписки я сделала.