1 053 просмотров

Новые открытия на Томпонской земле по перегоночной трассе «Аляска – Сибирь».

      Комментарии к записи Новые открытия на Томпонской земле по перегоночной трассе «Аляска – Сибирь». отключены

На прошлой неделе нашу библиотеку посетила поисковая  экспедиция  русского географического общества Министерства обороны РФ  под руководством Филина Павла  Анатольевича  — старшего  научного  сотрудника  Центра арктических исследований Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН, заместителя директора Арктического музейно-выставочного центра, кандидата исторических наук, целью  которой было найти места катастроф самолетов, которые погибли или потерпели крушение  в годы Великой Отечественной войны на перегоночной трассе «Аляска- Сибирь».

    Эта трасса действовала в годы Великой Отечественной войны в целях восполнения советского авиапарка западной техникой по программе ленд-лиза, действовавшей на 14 аэропортах , находящихся на Чукотке и в Якутии.  При выборе коридора для перегона авиатехники в 1942 году рассматривались три варианта — вдоль Северного морского пути, вдоль Транссиба и срединный путь — через Чукотку, Якутию, север Магаданского края на Красноярск. Северный вариант из-за сложности строительства наземных аэродромов в Арктике, отсутствия рабочей силы и других факторов был отложен.  (УВТКУ). Но в последующем, пришлось вернуться к северному варианту.  Строительство велось в крайне суровых природно-климатических условиях непроходимой тайги, тундры и лесотундры. Это был настоящий трудовой подвиг: как инженеров и управленцев, которые брали на себя ответственность за выбор площадок и в кратчайшие сроки готовили технические решения, так и строителей, которые выполняли работы на месте. О темпах строительства свидетельствуют наградные листы обычных рабочих, которые ежедневно выполняли 200—400 проц. от положенной нормы.

     За годы Великой Отечественной войны, по различным данным, по трассе «АлСиб» были переправлены от 7831 до 8094 самолётов5, чуть менее трети всего авиационного ленд-лиза. Всего же союзники поставили в СССР 22 195 самолётов6. Среди перегонявшейся авиатехники были бомбардировщики В-25 «Митчелл», А-20 «Бостон»; истребители Р-40 «Киттихаук», Р-39 «Аэрокобра», Р-63 «Кингкобра», Р-47 «Тандерболт»; транспортные самолёты С-46, С-47; учебно-тренировочный АТ-6.

    По архивным материалам известно, что в спешке не всегда принимались верные решения. Так, летом 1943 года построенная полоса около пос. Хандыга в Якутии оказалась непригодной из-за просадок грунта. Место было выбрано болотистое и без учёта разливов реки Лены. В том же году было исследовано новое место у пос. Тёплый Ключ в 70 км восточнее, где к 1 ноября был открыт аэропорт,  с прежним названием «Хандыга».

     Важным итогом исследований трассы является  выявление целого ряда уникальных объектов, связанных с её военной историей. Прежде всего, это архитектурные сооружения — наиболее заметные и видовые объекты, относительно сохранения которых необходимо принимать взвешенные решения. На базе некоторых существующих зданий и сооружений в дальнейшем могут быть созданы музеи и экспозиции, связанные с историей АлСиба.     И вот радостная новость, на границе Томпонского и Оймяконского районов найдены останки самолета перегоночной авиации. Мы публикуем предоставленные нам снимки экспедиции. Не все исследовано, а значит есть повод к размышлению и работа для краеведов и музеев , в целях восполнения экспонатов , а главное сохранения памяти  истории  о той страшной, великой войне, о которой многие годы обязаны  помнить потомки.