20 августа исполняется 92 года Василию Аксенову, одному из трех Больших Василиев русской прозы второй половины ХХ века. (Аксенов, Шукшин, Искандер – сам по себе Фазиль, а в православном крещении еще и Василий.)
Василий Аксенов родился 20 августа 1932 года в Казани. Он был третьим ребенком в благополучной семье советских функционеров — председателя Казанского горсовета Павла Васильевича Аксенова и заведующей отделом культуры газеты «Красная Татария» Евгении Соломоновны Гинзбург. В 1937-м, когда будущему писателю не было еще и пяти лет, обоих родителей арестовали: отца обвинили в «притуплении большевистской бдительности», мать — в участии в троцкистской террористической организации. Старших детей, сестру Майю и брата Алексея, забрали к себе родственники, но младшего бабушкам отдать отказались, отправив в детский дом для детей заключенных. Год ушел у дяди будущего писателя, Андреяна Аксенова, и его жены Ксении, чтобы разыскать Васю и забрать его к себе, в многодетное небогатое семейство. У родственников он прожил 10 лет. Лишь в 1947 году Евгения Гинзбург, освободившись из лагеря и проживая в магаданской ссылке, добилась разрешения на приезд сына. Их встреча позднее нашла отображение сразу в двух значимых литературных произведениях советской эпохи — мемуарах Гинзбург «Крутой маршрут» и Аксеновском романе «Ожог», персонаж которого, рассуждает: «Прежде, особенно в раннем детстве, мне казалось, что тетя Ксеня заботится обо мне как мать. Она действительно заботилась, но… мать — это прежде всего бескорыстие чувства. И еще вот что: ей можно читать свои любимые стихи, и если ты остановишься, она продолжит с прерванной строчки».
Окончив школу в Магадане, Аксенов вернулся в Казань и поступил в медицинский институт. По его словам, профессию врача посоветовали ему родители: объяснили, что «в лагере врачи лучше выживают». Несколько лет спустя из-за лагерного прошлого родителей Аксенова отчислили из института, но времена менялись, и он сумел не только восстановиться, но и перевестись в 1-й Ленинградский медицинский институт. Окончив его в 1956 году, Аксенов получил распределение в Балтийское морское пароходство — но поработать там ему не удалось: снова сказалась «неблагонадежная» семейная биография. Несколько лет Аксенов трудился карантинным врачом в Карелии, в поселке Вознесение на Онежском озере, в Ленинградском морском торговом порту, затем — фтизиатром в туберкулезной больнице в Москве. Уже работая врачом, Василий Аксенов стал писать, но сам поначалу относился к своему увлечению не слишком серьезно. Биография Аксенова-диссидента началась в марте 1966-го, когда он был задержан за участие в попытке демонстрации на Красной площади против реабилитации Сталина. В дальнейшем Аксенов не раз подписывал письма в защиту диссидентов, за что получил выговор с занесением в личное дело от Московского отделения Союза писателей. Всё чаще в прессе появлялись критические статьи, где его называли несоветским и ненародным писателем. Действительно, его стиль изменился: на смену ранним произведениям, пронизанным мечтами о светлом или не очень, но всё-таки будущем, пришли многоплановые, сложные по структуре и неспешные по темпу повествования произведения, где на первый план выдвигаются философские вопросы о судьбе, смысле жизни, соотношении внутренней и внешней свободы. Романы «Ожог» и «Остров Крым» Аксенов писал, не рассчитывая на их публикацию на родине. В 1990 году Василию Аксенову вернули советское гражданство. Три года спустя, в 1993-м, российские власти подарили семье писателя квартиру в высотке на Котельнической набережной, взамен отобранной после отъезда у Майи Аксеновой квартиры ее бывшего мужа Романа Кармена. Отныне Аксенов делит свое время между Москвой и Биаррицем. В доме в Биаррице он продолжает работать над новыми романами, которые в 2000-м выходят из-под его пера во множестве — «Московская сага», «Вольтерьянцы и вольтерьянки», «Москва Ква-ква», «Кесарево свечение», «Редкие земли», «Таинственная страсть». В Москву он, впрочем, приезжает всё чаще — ради общения с издателями, читателями и друзьями. Аксенов снова оказывается в центре литературной жизни страны. По его роману «Московская сага» сняли сериал, мгновенно получивший популярность. В том же году его роман «Вольтерьянцы и вольтерьянки» удостаивается Букеровской премии. А последний законченный роман «Редкие земли» получает неожиданный оммаж от стиляг нового поколения: солист группы «Мумий Тролль» Илья Лагутенко, искренний поклонник Аксенова, даст такое же название одному из популярнейших дисков группы.
Мемориальная доска Василию Павловичу Аксенову установлена в Москве на улице Красноармейской, дом № 21, где он прожил множество лет, сочинил свои главные книги :« Московская сага»,« Ожог», «Остров Крым», «Звездный билет», «Таинственная страсть», «Победа», «МетрОполь», «Пора, мой друг, пора».
Завершая публикацию, приведем цитату из романа Аксенова «Ожог», который некогда считался самой антисоветской книгой Василия Павловича. Думаем, что эта цитата не понравится многим, особенно тем, кто считает, будто во всех бедах мира виновата исключительно Россия: «А я вот люблю свой флаг. Ничего не могу с собой поделать, люблю, да и все – и трехцветный, и андреевский, и нынешний красный».