776 просмотров

Силён народ, кто помнит истоки

      Комментарии к записи Силён народ, кто помнит истоки отключены

4 ноября — уникальный праздник, в котором сочетаются и церковная дата, и событие государственного уровня. И только такое единение, в том числе и духовное, позволило спасти Россию в то тяжелое время.

Четыре века пролетели

Над Русью нашей с той поры,

Когда в бою мечи звенели,

И поднимались топоры.

Пожарский с Мининым спаяли

И сберегли родную Русь.

Сошлись посадский и боярин

На великий ратный труд.

И этот день в веках не сгинул,

Он в памяти людской живет.

России не иссякнет сила –

Ведь эта сила – наш народ!

История праздника

День народного единства отмечается как государственный праздник с 2005 г. Он связан с освобождением Москвы от поляков в 1612 г., которое стало возможным благодаря единению народа. Праздник приурочен ко Дню Казанской иконы Божьей Матери, почитаемой заступницы земли Русской.  Именно перед чудотворным списком (копией) Казанского образа молились воины ополчения накануне штурма Москвы в 1612 г.

Трагический период в истории России в начале XVII в. Называют Смутным временем. Из-за плохих погодных условий в 1601 – 1603 гг. Русское царство охватил великий голод, люди массово умирали. Прервалась правящая династия Рюриковичей после гибели царевича Дмитрия и смерти царя Фёдора Ивановича. Знатные боярские фамилии активно боролись за власть. Появились самозванцы, объявлявшие себя «чудесно спасшимся» царевичем Дмитрием. Начались народные волнения.

Пожираемая Смутой страна стала лёгкой добычей для врагов. Польша и Швеция заявили о своих правах на русские земли и престол и вторглись в Россию. Для отпора врагу было собрано Первое народное ополчение, но оно не могло противостоять захватчикам из-за раздоров в его руководстве и распалось.

Осенью 1611 г., когда чужеземцы уже хозяйничали в Москве, из Троицкого монастыря пришла в Нижний Новгород грамота с призывом к русским людям объединиться ради спасения своей земли. Этот призыв поддержал земский староста Кузьма Минин. Он обратился к горожанам с горячим словом: «Православные, не пожалеем животов наших, дворы свои продадим, жён, детей в кабалу отдадим… Будем бить челом, чтоб шли заступиться за истинную веру…» Новгородцы отдали часть своего имущества для формирования войска, а Минина выбрали его казначеем. Начальником ратной силы стал князь Дмитрий Михайлович Пожарский, который ранее храбро действовал в рядах Первого ополчения.

В марте 1612 г. Второе ополчение пошло на Москву. По дороге к нему присоединились воины других городов. Минин привлёк иностранных специалистов, технические знания которых должны были помочь в осаде Москвы, и заплатил им хорошее  жалованье из собранных народом денег. К ополчение присоединились даже поляки – враги правящего короля Сигизмунда.

Осада Москвы началась в конце августа и продолжалась два месяца. В сентябре к ополчению примкнул отряд казаков, возглавляемый князем Дмитрием Трубецким. В начале ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив столицу от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедования и положения в обществе.

Традиции празднования

         День народного единства — уникальный официальный государственный праздник, который совпадает и с церковной датой — Днем иконы Казанской Божьей матери. Со времен первого царя Романовых, Михаила Федоровича, на Руси почитают Казанскую икону Божьей матери.

Ещё в 1649 г. указом царя Алексея Михайловича день казанской иконы Божьей Матери (22 октября по старому стилю, 4 ноября по новому) был объявлен государственным праздником в память избавления Москвы и России от поляков. Кроме того, в начале XX в. 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого Пётр I назвал «спасителем Отечества». Таким образом, можно сказать, что День народного единства не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

В Москве в День народного единстве люди приносят цветы к памятнику «гражданину Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому». Этот монумент был установлен на Красной площади в начале XIX в. В честь 200-летнего юбилея народного ополчения.

Президент России обращается с праздничной речью к гражданам страны и вручает государственные награды.

Торжественно отмечается этот день в Нижнем Новгороде. От главных церквей города ид”т крестный ход. Устраиваются театрализованные представления, тематические выставки, экскурсии, краеведческие чтения.

Экскурс в историю

К 1611 году Москва была занята польским гарнизоном, который фактически захватил власть в столице. Польский король Сигизмунд III из осажденного Смоленска отдавал распоряжения по всей России, удерживал в плену посольство из московских людей, почти вся северо-западная часть страны находилась в руках шведов, шайки казаков грабили русские земли. Именно тогда и проявились лучшие качества нашего народа, который взял дело спасения страны в свои руки. Перед началом Смуты правил царь Федор I Иоаннович. В 1580-х — начале 1590-х годов оборону Москвы усилило третье (после Кремля и Китай-города) кольцо стен — вокруг Белого города. Строителем его был «каменных дел мастер» Федор Конь. В 1591–1592 годах вокруг столицы по инициативе Бориса Годунова сооружается четвертая линия укреплений — Скородом, или Земляной город.

Что предшествовало Смутному времени?

Смерть царевича Дмитрия 15 мая 1591 года в Угличе погиб царевич Дмитрий — младший сын Ивана Грозного, возможный наследник престола. Позже все самозванцы выдавали себя именно за царевича Дмитрия. И это течение самозванства — отличительная черта Смутного времени — в нем выражены не только тяжелейшее положение страны, но еще и надежды простых людей на доброго царя. Царевич Дмитрий был рожден в шестом браке Ивана Грозного. Этот союз не был освящен церковью, поэтому Дмитрий считался незаконнорожденным, а следовательно, исключался из возможных претендентов на престол.

Великий голод

Голод, который длился с 1601 по 1603 годы, унес жизни тысяч людей. Считается, что в одной только Москве погибло около 127000 человек.

«Гибло множество в неизъяснимых муках голода. Везде шатались полумертвые, падали, издыхали на площадях. Москва заразилась бы смрадом гниющих тел, если бы Царь не велел, на свое иждивение, хоронить их, истощая казну и для мертвых. Приставы ездили в Москве из улицы в улицу, подбирали мертвецов, обмывали, завертывали в белые саваны, обували в красные башмаки или коты и сотнями возили за город в три скудельницы, где в два года и четыре месяца было схоронено 127000 трупов, кроме погребенных людьми христолюбивыми у церквей приходских. Пишут, что в одной Москве умерло тогда 500000 человек, а в селах и в других областях еще несравненно более, от голода и холода: ибо зимою нищие толпами замерзали на дорогах».

Н. М. Карамзин «История государства Российского»

Оккупация территорий

После окончания смутного времени очень многие территории были потеряны и предопределили внешнюю политику России вплоть до XVIII века.

«Свержение царя Василия было последним ударом московскому государственному порядку. Появление Вора уничтожило государственное единство и поделило страну между двумя правительствами. Падение Тушина подало было надежду на восстановление этого единства, а падение Шуйского уничтожило всякое правительство. Страна имела лишь претендентов на власть, но не имела действительной власти. Западные области государства были заняты шведами, которые захватили после Клушинской битвы Новгород, и поляками, которые осаждали Смоленск и занимали Северскую землю. Юг московский был в „воровстве“, то есть в полной анархии; под столицей стояли два вражеских войска — Вора и гетмана Жолкевского. Остальные части государства не знали, кого им слушать и кому служить. В Москве по свержении Шуйского боярская дума приняла на себя роль временного правительства и пожелала созвать выборных из городов для царского избрания. Но города плохо слушали это правительство и выборных не посылали. Очевидно, что и бояре не были настоящей властью. Таково было в 1610 году положение Московского государства».

С. Ф. Платонов «Смутное время. Очерки истории внутреннего кризиса и общественной борьбы в Московском государстве в XVI-XVII вв» 

Роль православной церкви

В 1579 году патриарх Гермоген стал свидетелем настоящего большого чуда (чудесного явления образа Казанской Божьей матери) и пронес этот мистический опыт через всю жизнь. Вот она, главная опора будущего «твердого стояния» его в вере.

«Просите у бога милости и призывайте на помощь крепкую нашу заступницу, и святых и небесных сил, и всех святых и отринути от себя женскую немощь, и воспринять мужескую храбрость, и стояти противо врагов божыих и наших губителей крепко, уповая и на Бога, и на Пречистую Богородицу, и на всех святых, понеже с нами Бог и заступленье пречистые Богородицы и молитвами всех святых, и поотринути от себя всякое зло».

 Из послания патриарха Гермогена 

Оборона Троице-Сергиева монастыря

Оборона Троице-Сергиева монастыря продолжалась 16 месяцев — с сентября 1608 по январь 1610 года. Кроме того, что это был духовный центр, это был еще и стратегически важный пункт, который контролировал дорогу на север из Москвы. Полякам было важно захватить монастырь, чтобы полностью изолировать столицу.

Герои Смуты

Михаил Скопин-Шуйский Михаил Скопин-Шуйский Был племянником царя Василия Шуйского. Возглавляемые им войска сняли осаду с Троице-Сергиевой лавры, обратили в бегство поляков гетмана Я. Сапеги. 12 марта польские полки вступили в столицу. Но как только подъехал Скопин-Шуйский, люди бросились на землю, стали бить челом перед князем и плакать от радости.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский

Во главе ополчения в Смутное время стали честные люди — только они смогли повести за собой народ.

Из воззвания К. Минина Архимандрит Печерского монастыря Феодосий и нижегородцы пришли к князю Дмитрию Пожарскому, «который лежал от ран. И били ему челом со слезами, чтобы он ехал в Нижний Новгород и встал за православную христианскую веру и помощь бы оказал Московскому государству» (из «Нового летописца»).

На территории Речи Посполитой в 1603 году появляется самозванец, выдающий себя за трагически погибшего сына Ивана Грозного — известного царевича Дмитрия. В стране в это время бушует кризис, а потому население нашего государства горячо, что было неожиданно даже для самой Речи Посполитой, принимает самозванца Лжедмитрия I на трон. Сам самозванец спустя три года лишается и трона, и жизни, но на его место приходит Лжедмитрий II, в поддержку которого выступают уже куда более подготовленные войска. Искатели счастья, разноверы, охваченные смутой представители различных сословий сгруппировались вокруг нового самозванца еще быстрее, чем вокруг его неудачливого предшественника. У себя в селе Тушино, которое самозванец сделал резиденцией, за что и получил прозвище Тушинский Вор, Лжедмитрий II принимал и русскую аристократию, и польско-литовских послов, и шляхту, и казачьих лидеров. Новые возможности, к сожалению, манили всех. Чины, поместья, крупные суммы, возможность вполне легально потеснить прежних владельцев земель — все это создавало вокруг новоиспеченного царя круг обширный, но неверный. 17 июля 1610 года царь Василий Шуйский, все это время находившийся в Москве, был свергнут. А 27 августа был заключен договор, позволивший польско-литовским войскам уже в конце сентября войти в Москву, ведь на русский престол был приглашен… королевич Владислав! Это событие всколыхнуло страну и простой люд. «Когда шатались устои государства, воевода неизменно демонстрировал верность долгу и своим принципам: служить только Родине и законному монарху — и не ловить случай» — так напишут о герое Смутного времени Дмитрии Михайловиче Пожарском.

В марте 1611 года он проникает в Москву и готовит восстание. К сожалению, руководство польско-литовского гарнизона имело представление о готовящемся сопротивлении, а потому нанесло превентивный удар, вследствие которого подготовленная заранее акция приобретает стихийный характер. Жестокие бои шли и в Белом городе, и на Китай-городе. Израненного Пожарского вывозят в Троице-Сергиев монастырь, а после он уезжает в свою родовую вотчину. Там в начале октября 1611 года встречается со вторым героем, чья фигура и имя также увековечены на знаменитом памятнике, с Кузьмой Мининым.

20 августа 1612 года Пожарский с основными силами прибыл в Москву, которая уже мало напоминала златоглавую столицу. Город лежал в руинах, а польско-литовский гарнизон занимал Кремль и Китай-город, скрывшись там от войск первого ополчения.

Поднялися те добры молодцы,   

Поднялися те Руси верные, 

Что Пожарский князь с купцом Мининым,

Вот два сокола, вот два ясные,

Вот два голубя, вот два верные,

Поднялися вдруг, пустилися,

Пособиравши рать, рать последнюю…

Народная песня

«Историческая истина важна, но День народного единства — веха скорее памятная, чем просто фактическая, и необходимая для нашей отечественной современности». Павел Алипов кандидат исторических наук, преподаватель факультета истории, политологии и права Историко-архивного института РГГУ.