Библиотечный сторителлинг

Одним из заметных креативных методов работы с читателями стал сторителлинг, который успешно применяется не только в библиотеках, но и в образовательных учреждениях, бизнесе и рекламе. Сторителлинг (англ. storytelling – рассказывание историй) – – это способ передачи информации через рассказывание историй.

Метод сторителлинга изобретён Дэвидом Армстронгом, главой международной компании Armstrong International и заключается в преподнесении информации в виде увлекательной истории, базирующейся на психологической закономерности: истории более выразительны, увлекательны, интересны и легче ассоциируются с личным опытом, чем сухой невыразительный текст (правила, отчеты, директивы). В библиотечной сфере первым примером сторителлинга стала  книга Эрика Карла “Книга об очень голодной гусенице”. Автор рассказывает о превращении гусеницы в бабочку. К книге прилагается мешочек с текстильными предметами, которые сопровождают гусеницу на протяжении её приключений. Каждый из читателей может продолжить рассказ и завершить историю по своему усмотрению. 

Зарубежные библиотеки давно популяризировали сторителлинг, как вид вербального общения с читателями.

Цель сторителлинга – научить не просто творчески мыслить, но и грамотно, верно выражать свои мысли посредством слова. 

Аудитория для применения сторителлинга – дети и молодежь.

Таким образом, сторителлинг, – это:

1) Искусство рассказывания историй. Например, об истории создания библиотеки можно рассказать сухим официальным языком или сочинить интересный рассказ.

2) Форма работы с читателями, когда они могут написать продолжение любого произведения (рассказа, сказки).

Популярность сторителлинга объясняется следующими причинами: 

1. Экспансия виртуального общения, характеризующегося сокращениями, короткими предложениями, недосказанностью, привела к необходимости овладевания искусством слова.

2.  Переизбыток информации в сознании читателей, устаревшие представления о библиотеке требуют креативной, интересной книжной рекламы.


Виды сторителлинга:

Социальные:

1.Культурный сторителлинг повествует о ценностях, нравственности и верованиях. 

2. Социальный сторителлинг – люди делятся новостями на определенную тему.

3. Мифы, легенды

Мифы – особый вид историй, которые повествуют о возможно правдивых событиях, но это  трудно подтвердить, поскольку никто не знает точно, откуда миф пошел изначально. 

4. Необъяснимое – истории о мистике.

5. Дружеский объединяет друзей, поскольку  вспоминает о каком-то опыте, пережитом вместе. 6. Личный сторителлинг включает истории  о собственном опыте и переживаниях.

 Коммерческие: истории, которые используются для создания своего бренда, для продвижения марки, товара, идеи, для привлечения людей.

Структура истории

Введение. Основная задача этого этапа — подготовить человека к самой истории. Здесь мы также создаем контекст рассказа, для этого необходимо добавить красок (место событий, время года/суток, эмоции).«Однажды у меня была интересная ситуация с читателем. Было это 10 лет назад, я тогда только начинала работать в библиотеке и не знала всех тонкостей этой профессии. Я устроилась работать в библиотеку…»Сама история. Факторами успеха истории являются ее краткость и легкость запоминания. Подумайте, легко ли потом сотруднику будет пересказать эту историю? В одной истории должна быть одна основная мысль, которую вы хотите донести, — как в анекдоте (короткая история с одним сюжетом, с небольшим числом участников и событий). Важно рассказывать истории неформально, как бы к слову пришлось, это не должно выглядеть как заранее заученный и подготовленный текст. История про себя. Самые эффективные с точки зрения воздействия на сотрудников / читателей являются истории про ваше прошлое, про то, что случилось именно с вами, особенно если они показывают, что вы тоже когда-то ошибались. Истории про персоналии. Это истории про известных людей (бизнесменов, политиков, публичных деятелей, актеров и т. д.) или ныне работающих сотрудников вашей библиотеки, которых все знают. Придуманная история. Искусственно созданная история всегда менее эффективна, чем история про вас самих. Если вы придумываете историю, то нужно заранее продумать контекст, добавить ярких красок, переживаний. В статус «придуманные истории» попадают также легенды, сюжеты фильмов, книг, анекдоты.Развязка. Это переломный момент в истории. Например, было плохо, мы что-то сделали, и стало хорошо, или, наоборот, было хорошо, но мы за чем-то не уследили, и стало плохо. Истории без развязки неинтересны слушателям. Выводы. Обязательно озвучьте выводы. Очень часто из одной истории можно сделать несколько выводов, поэтому вам нужно направить мысли слушателей в нужное вам направление. Здесь главное удержаться и не перешагнуть тонкую грань между выводами и нравоучениями. 

Кроме классического сторителлинга, существует цифровой сторителлинг (digital storytelling) – сочетание искусства рассказывать истории с использованием подходящих цифровых устройств: рисунки, видео, аудио. Как и классический Сторителлинг, цифровые истории описывают одну тему и часто содержат определенную точку зрения. Все истории длятся не больше двух-трех минут и применяются для рассказа личных историй, для описания исторических моментов, при написании сценариев, чтобы донести информацию до аудитории, при проведении презентаций.